Природоведение
Первый класс за сентябрь и начало октября погрузился в составление технологической цепочки по сказке «Лёгкий хлеб». Суть такой работы состоит в освоении особого модельного плана действия, который стоит и за пониманием текста, и за построением собственных предложений-сообщений, и за выполнением некоторых частей технологического процесса самостоятельно.
Технологическая цепочка составляется «от конца», от получаемого продукта (необходимого человеку) к сырому природному материалу, на котором «не написано», чем он может стать. Превращению материала в продукт служат некоторые действия людей, а также «помощники»- инструменты или другие материалы, которые надо потратить.
Первоклассники пытались уйти от сложностей, просто выписывая на схему все слова из текста или списывая слова из готовой схемы вместо составления предложения. Казалось бы, небольшая задача - найти и поставить в правильное место «Что», «Из чего?» и «С помощью чего» «каким действием» готовят. Но каждый маленький технологический шажок занимал целый урок, а то и два-три. Каждый вопрос мог быть отвечен только после последовательного прослеживания собственных действий на схеме, а схема в свою очередь не позволяла получить ответ «напрямую» без восстановления функциональности всего, что на ней написано, без поиска не того, «что делать мне, ученику», а того, что нужно по сути (такого инструмента, такой операции, такого материала, такого свойства, …). При этом первоклассники (как, впрочем, и ученики в любых классах) умудряются прочесть в тексте буквально все слова, кроме нужного, остановиться ровно перед тем кусочком предложения, где и кроется подсказка. Только целенаправленный поиск того слова, о котором ты уже знаешь, про что оно будет, помогал эти подсказки находить (так искали слово «срезать», которым оказалось «сжать», и слово «посадить», которым оказалось «посеять»). Читать каждое предложение мы начинали от последнего слова, наращивая предложение к началу, чтобы не потерять смыслы. Заодно ставили точки, а иногда и слова приходилось «разлеплять» и «разрезать».
Была попытка сделать муку из зёрен. Естественно, все забыли зёрна почистить. Было домашнее задание испечь хлеб по схеме.
Первая контрольная: полёт нормальный. Все смогли составить небольшую схему из двух шагов по предложению. Все смогли написать сносные предложения по схеме. Не всем хватило времени добраться до достраивания «чужой» схемы, но те, кто добрались, сделали адекватно.
Весь второй триместр мы посвятили чтению текстов про занятия первобытных людей: собирательству, охоте и рыболовству, зарождению земледелия и садоводства, одомашниванию животных. Важна смена аргументаций: вместо «так случайно вышло…», «у людей это раньше не получалось…», «люди подумали, а почему бы нам…» к определению реальной возможности людей получить известный результат (одомашнивание собаки на основе постепенного сближения кочевников, следующих за стадами, или охотников, выходящих в поисках добычи, с предками собак, имеющих схожие планы, но другие умения) и серьёзных оснований для появления новых технологий (систематическое прорастание семян на месте ям, где они хранились).
Рекомендуются к прочтению «Приключения доисторического мальчика» Эрнеста Д'Эрвильи и «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри.
Математика
Помимо основного курса математики мы начали отдельный учебный модуль на комплектование. Оказался крайне уместен: дети выдают все верные и неверные аргументы и попадаются в ловушки, как по нотам. Живая дискуссия, координация распределённых действий, азарт.