Что должен делать ребёнок до школы?
1. Петь наизусть песни, чётко зная и пропевая весь текст от начала и до самого конца, попадая в этот конец вместе с исполнителем песни, не отставая. Список песен, которые стоит знать.
2. Рассказывать стишки и отрывки стихов. Список стихов, которые надо читать и учить. Стихи и песни задают возможности речевого развития детям с самого рождения. Это уже готовые эталоны разговора, речи, которые они должны присвоить. Видно, как в какой-то момент дети ни с того ни с сего начинают цитировать отрывки стихов, подходящие к ситуации, использующие только что произнесённое кем-то слово или речевой оборот, сообщающие примерно то, что и хотел сказать ребёнок и пр. И это не ассоциации) Это именно подбор ребёнком подходящих выражений из освоенного репертуара. С самого рождения ребёнка взрослые должны постоянно рассказывать хорошие (= написанные для детей на взрослом языке хорошими поэтами) стихи, аккомпанируя ими любое совместное дело (прогулку, одевание, раздевание, массаж, кормёжку…).
3. Читать. Оптимально этому учиться уже в районе трёх лет и раньше. Буквы дети вполне рано все могут запомнить, но дело не в том, чтобы заучить буквы, а в том, чтобы пытаться из них (из магнитных букв или из кубиков с буквами) составить «правильные» существующие слова - так, чтобы взрослые поняли написанное тобой. Если до пяти лет ребёнок не умеет читать, то обучение после пяти уже сопряжено с выяснением того, что ребёнок «не хочет заниматься», «зачем его заставляют» и пр. Подробнее о том, как учиться читать.
4. Считать и присчитывать. Это идёт не первым и не вторым. Считать учиться легче, чем читать - поэтому вместо чтения все хватаются за обучение счёту, что категорически неверно. Особенно пагубно скажется раннее освоение арифметических операций, построенных на постоянном пересчёте наглядных предметов. Да, считалку от одного до ста хорошо бы знать. Но вот считать надо не предметы, а действия. И в перспективе надо овладеть присчитыванием, как особым действием над действием. Подробнее в статье Давыдова о присчитывании и тут.
Обсуждение